Титаник

«Титаник» (англ.Titanic) — фильм-катастрофа 1997 года, снятый режиссёромДжеймсом Кэмероном, в котором показана гибель легендарного лайнера «Титаник». Это седьмой фильм режиссёра. Главные роли в фильме исполнили Кейт Уинслет (Роуз Дьюитт Бьюкейтер) и Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон). Герои фильма, будучи членами различных социальных слоёв, влюбились друг в друга на борту злополучного корабля, совершавшего свой первый и последний рейс через Атлантический океан в 1912 году.

Премьера фильма в США состоялась 19 декабря 1997 года. Дистрибьютором фильма в Северной Америке выступила компания «Paramount Pictures», а во всём остальном мире — «20th Century Fox». Бюджет составил 200 000 000 долларов США — рекордный для своего времени. «Титаник» установил рекорд, став самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, собрав в прокате во всём мире свыше 1,8 миллиардов долларов, и удерживал это достижение на протяжении 12 лет, пока оно не было побито фильмом того же режиссёра «Аватар». Помимо этого он возглавлял американский бокс-офис 15 недель, что сделало его вторым фильмом после «Инопланетянина» (1982), находившегося на этой позиции дольше всех — 16 недель.

В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в 14 номинациях, в результате получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Фильм стал рекордсменом по числу полученных наград «Оскар» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), в связи с чем часто признается лучшим фильмом в жанре мелодрама.

5 апреля 2012 года, в год 100-летия легендарной катастрофы состоялась премьера этого фильма в формате 3D и IMAX 3D.

Титаник
Titanic
Жанр фильм-катастрофа
мелодрама
драма
Режиссёр Джеймс Кэмерон
Продюсер Джеймс Кэмерон, Джон Ландау
Автор сценария Джеймс Кэмерон
В главных ролях Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Билл Пэкстон
Оператор Расселл Карпентер
Композитор Джеймс Хорнер
Кинокомпания Соединённые Штаты Америки 20th Century Fox, Соединённые Штаты Америки Paramount Pictures, Соединённые Штаты Америки Lightstorm Entertainment
Длительность Кинопрокатная версия: 195 минут
Режиссёрская версия: 216 минут
Бюджет $ 200 000 000
Сборы $ 2 186 772 302 (1997), в т.ч. 3D-релиз — $ 343 571 034 (2012)
Страна Соединённые Штаты Америки США
Язык английский
Год 1997, 2012 (повторный релиз)
IMDb ID 0120338
Официальный сайт

История создания

Впервые Джеймс Кэмерон задумался о возможной кинопостановке в 1987 году, когда на телеканале «National Geographic Channel» посмотрел документальный фильм о «Титанике». Но всерьёз заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Джеймс Кэмерон начал тогда, когда его лучший друг Льюис Эбернети в день рождения режиссёра подарил ему свой труд о «Титанике». К 1994 году Кэмерон написал сценарий, а в начале 1995 года предложил кинокомпании «20th Century Fox», которая выделила на стартовые расходы 3 000 000 долларов. Ещё до начала съёмок на студии «Digital Domain», принадлежащей Джеймсу Кэмерону, была создана компьютерная анимация процесса крушения корабля, которая впоследствии была использована в фильме.

Смотреть онлайн

Чтобы поближе познакомиться с главным объектом своего будущего фильма, Кэмерон в сентябре 1995 года лично совершил 12 погружений к «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находившихся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованного в фильме. Брат режиссёра Майкл Кэмерон, будучи инженером по профессии, разработал систему подводных камер для съёмок экстерьера и интерьера затонувшего лайнера. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать только 15 минут из-за ограниченного количества плёнки, которую могла хранить камера.

Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение корабля, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала «Digital Domain», где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.

Съёмки фильма начались 16 сентября 1996 года, причём начальный бюджет тогда составлял всего 110 000 000 долларов.

Для съёмок фильма была построена совершенно новая студия на побережье Розарито в Мексике, всего в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружён макет корабля почти в натуральную величину. Финальная модель созданного корабля достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как иллюминаторы) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90%. Также в ходе съёмочного процесса вместо вертолётов было решено задействовать 50-метровый кран, помещённый на рельсы. Всё это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.

Во время съёмок массовых сцен актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для «захвата движения». При этом создатели воспользовались услугами всего 40 человек. При съёмке падающих при крушении корабля людей была использована смоделированная на компьютере вода. Это позволило сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Для съёмки сцены, где дельфины плывут перед килем лайнера, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные модели, которые были созданы и наложены на основной видеоряд студией «Hammerhead Productions». Айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском.

Съёмки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Тем не менее, к намеченному на июль того же года сроку выхода на экраны фильм подготовить не удалось[7]. В Голливуде начали распространяться слухи о том, что с «Титаником» может повториться та же ситуация, что и с фильмом «Врата рая», продолжительность которого в своё время пришлось сократить. Окончательный бюджет «Титаника» возрос до 200 000 000 долларов[8], что сделало его самым дорогостоящим фильмом всех времён (к середине 1997 года). Выпускающая кинокомпания «20th Century Fox» для уменьшения огромных расходов была вынуждена пригласить к сотрудничеству другую кинокомпанию — своего конкурента «Paramount Pictures». Таким образом кинопрокат «Титаника» был разделён на две части: в Северной Америке дистрибьютором выступила кинокомпания «Paramount Pictures», а во всем остальном мире — «20th Century Fox».

Сюжет

1996 год. Охотник за сокровищами Брок Лаветт и его команда, спустившись на дно Атлантического океана на специальных глубоководных батискафах, исследуют носовую часть затонувшего лайнера «Титаник». В одной из кают они находят сейф, в котором, как предполагали авантюристы, находится легендарное сокровище — ожерелье с бриллиантом, известным как «Сердце океана». В начале XX века один питтсбургский Ротшильд Натан Хокли приобрёл его для своего сына-промышленника Каледона, который подарил ожерелье в качестве свадебного подарка своей невесте — англичанке Розе Дьюитт Бьюкейтер, вместе с которой он плыл на «Титанике» в США, где они должны были пожениться. Каледон спасся во время катастрофы, Роза погибла, а ожерелье было утеряно и, предположительно, ушло на дно вместе с кораблём. Но, к разочарованию исследователей, в сейфе оказываются только бумаги, среди которых они находят хорошо сохранившийся портрет, написанный углём и датированный 14 апреля 1912 года. На картине, подписанной инициалами «J.D.», изображена обнажённая девушка, лежащая на кушетке, а на её шее висит то самое «Сердце океана». Тем временем бывшая актриса Роза Келверт, женщина в возрасте неполного 101 года, смотрит по телевизору репортаж телеканала CNN об этой экспедиции и видит портрет обнажённой женщины. Она звонит Броку Лаветту и сообщает ему, что знает о бриллианте «Сердце океана» и о том, что девушка на портрете — это она сама. Роза, сопровождаемая своей внучкой Лиззи, вылетает на вертолёте на научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», используемое Лаветтом и его командой на месте погружений. Хотя Лаветту говорят, что женщина вполне может оказаться авантюристкой, он соглашается её выслушать, надеясь, что она расскажет ему о том, куда делось «Сердце океана». Представ перед Лаветтом и его командой, Роза начинает свою историю.

10 апреля 1912 года. 17-летняя Роза, её мать Руфь и Каледон поднимаются в Саутгемптоне на борт «Титаника» в качестве пассажиров 1-го класса. Будущее замужество Розы и Каледона целиком стоит на расчётном положении — Руфь хочет выдать дочь за богача, чтобы поправить своё пошатнувшееся, после смерти мужа, финансовое положение. Тем временем, молодой бродяга и художник из Висконсина Джек Доусон, пытавший счастья в Европе, и его лучший друг Фабрицио де Росси, наоборот, мечтающий уехать в Америку, выигрывают в покер билеты 3-го класса на лайнер и в самый последний момент успевают запрыгнуть на борт. Роза — свободолюбивая и простая девушка, ей чужды порядки высшего общества. Вечером, когда лайнер уже в пути, она, страдая от навязанного брака, хочет покончить с собой, спрыгнув с кормы судна, но Джек её останавливает, хотя в последний момент Роза чуть было не падает за борт. Вскоре их обнаруживают три члена команды «Титаника», которые, неправильно поняв ситуацию, сначала скручивают Джека, думая, что он хотел изнасиловать девушку, но Роза за него заступается. Каледон весьма туманно благодарит Джека, неохотно приглашая его пообедать с ними следующим вечером в обеденном зале первого класса. С этого момента между Джеком и Розой завязывается дружба. Он показывает ей свой альбом с художественными работами. Их отношения становятся более глубокими, когда они оставляют пассажиров 1-го класса во время обеда и сбегают в каюты 3-го класса, где в самом разгаре проходит праздник, который приходится Розе по душе. Однако Каледон и Руфь узнают, где та была, и поручают охране кают 1-го класса не впускать к ним Джека.

14 апреля при помощи Фабрицио и их друга Томми Райана Джеку удаётся прокрасться на верхнюю палубу и украсть пальто и шляпу, что позволит ему находиться на палубе, не внушая подозрений. Он втаскивает Розу, которую знакомил с «Титаником» Томас Эндрюс, в гимнастический зал и пытается убедить её, что она должна оставить светскую жизнь для её же счастья, и фактически признается ей в любви. Разговор ни к чему не приводит, но позже Роза, задумавшись над словами Джека, находит его на носу корабля. Они, обнявшись, смотрят на закат солнца, последний для большинства на корабле. Немного позже Роза просит, чтобы он нарисовал её портрет — она хочет позировать обнажённой только с кулоном «Сердце океана» на шее. Девушка прячет рисунок вместе с бриллиантом в сейф, написав язвительную записку Каледону. Между тем, камердинер и ищейка Каледона Лавджой обнаруживает Джека и Розу вместе и начинает преследовать их по всему кораблю, но теряет их след у входа в котельную. В грузовом отсеке, в автомобиле «Renault», молодые люди занимаются сексом. Тем временем капитан Смит игнорирует предупреждения о многочисленных айсбергах, находящихся на пути судна, и «Титаник» продолжает идти ночью с большой скоростью по настоянию исполняющего директора «White Star Line» Джозефа Брюса Исмея. После того как вперёдсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли отвлеклись на Розу и Джека, целующихся на носовой палубе, они вдруг видят айсберг прямо перед «Титаником». Несмотря на усилия вахтенного офицера, первого помощника капитана Уильяма Мэрдока и инженеров в котельной и в машинном отделении, в 23:40 лайнер со всей силой сталкивается с айсбергом и вода начинает проникать в носовые отсеки корабля. Айсберг видели только люди, находившиеся на верхних палубах, в том числе Джек и Роза. Пассажиры, находившиеся внутри судна, ничего не знают о случившемся инциденте.

В 00:00 15 апреля Каледон находит рисунок и бриллиант в своём сейфе и догадывается об отношениях Джека и Розы. Как только они прибегают к Каледону, чтобы сообщить о столкновении, он обвиняет Джека в краже бриллианта (до этого по его приказу Лавджой подбросил бриллиант в карман пальто Джека) и приказывает одному из полицейских надеть на него наручники и запереть в одной из кают. Между тем капитану Смиту докладывают, что судно обречено и затонет в ближайшие два часа, а ближайшее судно «Карпатия» сможет прийти на помощь только через 4-5 часов. В 00:15 капитан приказывает начать эвакуацию на посадку в шлюпки первыми женщин и детей. В разговоре с Каледоном Роза чувствует, что Джек невиновен и понимает сама, что весь спектакль с кражей разыграли сами Каледон и Лавджой. Несмотря на шанс спастись с тонущего корабля вместе со своей матерью в спасательной шлюпке, Роза убегает, хотя Каледон её останавливает и пытается переубедить. Роза узнаёт от Томаса Эндрюса, как добраться до комнаты, где находится Джек, и которая сейчас медленно заполняется водой. Когда Роза находит его, он просит позвать кого-нибудь на помощь. Роза встречает двух мужчин, но они отказываются помочь. Она наконечником брандспойта разбивает стекло шкафа с пожарным топором, возвращается к Джеку и разрубает цепь наручников. Им с трудом удаётся выбраться из затопленной области на верхнюю палубу, где Каледон ищет невесту. На палубе офицеры «Титаника» не позволяют мужчинам садиться в спасательные шлюпки, и Каледон, улучив момент, пытается подкупить первого помощника Уильяма Мэрдока, чтобы тот пропустил его в шлюпку при посадке. Роза отказывается уплывать без Джека, и тогда ему и Каледону приходится временно объединиться, чтобы убедить её сесть в шлюпку. При посадке Каледон отдаёт ей своё пальто, забыв при этом, что он положил в его карман бриллиант. Как только спасательная шлюпка начинает спускаться на воду, Роза понимает, что не может оставить Джека и выскакивает из шлюпки на одну из нижних палуб. Роза и Джек встречаются на большой лестнице, и приведённый в бешенство Каледон выхватывает пистолет у Лавджоя и преследует влюблённых, стреляя в них. У Каледона заканчиваются патроны, когда Джек и Роза оказываются в столовой 1 класса, в которую стремительно прибывает вода. Он перестаёт преследовать их, когда видит, что помещение почти затоплено[К 1]. Джек и Роза снова проделывают путь на верхнюю палубу, во время которого пытаются спасти маленького 7-летнего мальчика, но сделать это им не удаётся, так как его подхватывает паникующий пассажир, вскоре после чего обоих захлёстывает водой. На пути Джека и Розы оказываются другие запертые ворота. Пробегавший мимо стюард пробует отпереть решётку, но он случайно роняет ключи в воду и в панике убегает, чтобы спастись самому. Тогда Джек достаёт ключи из воды и самостоятельно открывает ворота, находясь уже под водой, полностью затопившей площадку. Тем временем остаются на палубе только две спасательные шлюпки у левого борта. Первая шлюпка готова для спуска людей, в то время как вторая перевернулась вверх дном.

Между тем вода начинает очень быстро затоплять нижние палубы, приближаясь к шлюпочной. Среди пассажиров начинается паника. Томми и Фабрицио пытаются незаметно пробраться в первую шлюпку самостоятельно, чтобы спастись. Уильям Мэрдок, отвечающий за спуск шлюпки, угрожает стрелять в любого, кто попробует пробраться в шлюпку, а в ответ на попытку Каледона напомнить об «уговоре» бросает полученные ранее деньги ему в лицо. Между тем кто-то из пассажиров пытается пробраться к шлюпке по надстройкам верхней палубы и Мэрдок убивает его, а затем стреляет в Томми, которого толпа случайно подталкивает к свисающей лодке. Томми умирает на руках у Фабрицио. Осознав, что он сделал, Мэрдок отдаёт честь обречённому судну и совершает самоубийство[К 2]. Каледон всё-таки садится в спасательную шлюпку, изобразив из себя отца потерявшегося ребёнка. В это время вода уже достигает шлюпочной палубы и начинает затапливать каюты офицеров, капитанский мостик, и оркестр «Титаника» играет заключительную песню «Nearer, My God, to Thee». Многие люди теряют надежду на спасение и ждут своей смерти: капитан Смит запирается на капитанском мостике; конструктор Томас Эндрюс, оставшись ждать смерти в курительной комнате 1 класса, поправляет время на каминных часах, сверив их со своими карманными; некоторые семьи остаются в каютах, чтобы там вместе встретить свою смерть. Офицеры пытаются спустить на воду самую последнюю шлюпку на корабле, когда вода достигает большой лестницы. Капитана показывают в последний раз в тот момент, когда вода, разбив остекление, затопляет рулевую рубку. Каледон, видя, что шлюпка уже полна и больше никого не выдержит, начинает отбиваться от находящихся в воде людей веслом. Вода тем временем начинает окружать некоторые надстройки корабля. При попытке пробраться на шлюпку Фабрицио случайно погибает, когда на него и на других оказавшихся в воде пассажиров со всей силой обрушивается первая дымовая труба, так как корабль начал очень сильно крениться на нос. Джек и Роза тем временем пробиваются к верхней палубе, но обнаруживают, что спасательных шлюпок больше не осталось. Они направляются к самому концу кормовой части корабля, которая поднимается все выше. Скоро на корабле гаснет свет и сразу же после этого под собственным весом лайнер разламывается на две части в районе третьей дымовой трубы, кормовая часть на несколько секунд становится на воду горизонтально, но две половины корабля всё ещё соединены друг с другом двойным килем, поэтому кормовая часть начинает очень резко крениться вверх, а затем постепенно уходит под воду вертикально, почти под прямым углом.

Под водой Джеку и Розе удаётся выбраться из тянущей их на дно воронки, сформировавшейся от тонущего судна. Они еле-еле находят друг друга среди множества кричащих людей, и Джеку удаётся затащить Розу на плавающий кусок деревянной обшивки, но из-за его узкости Джек не может на него залезть. Он просит любимую поклясться, что она сделает всё, чтобы выжить. Спустя ещё некоторое время наступает полная тишина, и Роза ложится на спину, начиная хриплым голосом напевать песню, которую ей пел Джек: «Летит Джозефина в крылатой машине. Всё выше и выше, и выше летит…». Одну из спасательных шлюпок, под командой 5 помощника Гарольда Лоу решают вернуть, чтобы попытаться найти кого-нибудь из выживших. Роза слышит отдалённые крики и поворачивается к Джеку, пробуя разбудить его, но понимает, что он замёрз насмерть. Она пытается кричать, чтобы привлечь внимание лодки, но её голос от переохлаждения уже осип. Пообещав Джеку, что она сдержит своё обещание, Роза освобождает его руку с обломком наручника, примёрзшим к дереву, и тело Доусона погружается в океан. Тогда девушка слезает с деревянной обшивки и, воспользовавшись свистком уже мёртвого старпома Генри Уайлда[К 3], привлекает внимание шлюпки. На палубе «Карпатии» Роза в последний раз видит Каледона, который ищет её, но она старается остаться незамеченной им, и тот уходит ни с чем. Позже, во время переписи спасшихся, она называет себя Роза Доусон, тем самым окончательно порывая со своей прошлой жизнью.

Постаревшая Роза, закончив свой рассказ, позже, ночью, никем не замеченная, идёт на палубу «Академика Мстислава Келдыша», и выясняется, что она всё это время хранила «Сердце океана» при себе (по прибытии в Нью-Йорк Роуз, глядя на Статую Свободы, обнаруживает его в кармане пальто). Поднявшись на поручень, Роза бросает ожерелье в воду, где покоится «Титаник». Затем камера переносится в каюту старухи, где на расставленных на тумбочке фотографиях на одном из снимков девушка запечатлена сидящей на лошади на пристани в Санта-Монике (они с Джеком мечтали побывать там вместе). Затем камера показывает спящую Розу, чьё сознание[К 4] вдруг переносится в глубины Атлантики на затонувший «Титаник», где её, снова юную, на парадной лестнице приветствуют многие из тех, кто погиб в ту ночь, а у часов её встречает Джек, с которым она целуется под аплодисменты присутствующих. Заключительные титры идут в сопровождении песни Селин Дион «My Heart Will Go On»

Создатели фильма

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Джеймс Кэмерон
  • Сценарист: Джеймс Кэмерон
  • Продюсеры: Джеймс Кэмерон, Джон Ландау, Памела Исли, Грант Хилл, Шарон Манн
  • Композиторы: Джеймс Хорнер, Арчибальд Джойс, Вольфганг Амадей Моцарт, Пауль Линке, Феликс Гун, Фред Фишер, Фрэнсис Попи, Жак Оффенбах, Иоганн Штраус
  • Оператор: Расселл Карпентер
  • Монтаж: Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард А. Харрис
  • Подбор актёров: Мали Финн
  • Художники-постановщики: Питер Ламонт, Билл Ри, Мартин Лэйнг
  • Декоратор: Майкл Форд
  • Художник по костюмам: Дебора Линн Скотт

В ролях

Актёр Персонаж (дальнейшая судьба) 1-й русский дубляж (1998) 2-й русский дубляж (2012)
Персонажи на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», 1996 год
Глория Стюарт Роза в старости Людмила Ксенофонтова Галина Чигинская
Билл Пэкстон Брок Лаветт Вадим Гущин Михаил Хрусталёв
Сьюзи Эмис Лиззи Кэлверт Александра Кожевникова Мария Цветкова
Льюис Абернати Льюис Бодин Сергей Паршин Максим Сергеев
Анатолий Сагалевич В роли самого себя
Персонажи на лайнере «Титаник», 1912 год
Леонардо Ди Каприо Джек Доусон Олег Куликович Александр Майоров
Кейт Уинслет Роуз Дьюитт Бьюкейтер Татьяна Иванова Варвара Чабан
Билли Зейн Каледон Хокли Станислав Концевич
Кэти Бейтс Молли Браун Елена Ставрогина Татьяна Иванова
Фрэнсис Фишер Руфь Дьюитт Бьюкейтер Галина Чигинская Светлана Шейченко
Бернард Хилл Эдвард Джон Смит Анатолий Азо Анатолий Дубанов
Дэвид Уорнер Спайсер Лавджой Геннадий Богачёв
Виктор Гарбер Томас Эндрюс Николай Буров Сергей Куприянов
Джонатан Хайд Брюс Исмей Юрий Лазарев
Дэнни Нуччи Фабрицио Де Росси Александр Баргман Роман Бурлаков
Джейсон Бэрри Томми Райан Сергей Паршин Иван Паршин
Ивэн Стюарт Уильям Мэрдок Анатолий Петров Олег Куликович
Йоан Гриффит Гарольд Лоу Александр Койгеров
Джонатан Филлипс Чарльз Лайтоллер Валерий Кухарешин Андрей Кузнецов
Эрик Браден Джон Джекоб Астор
Бернард Фокс Арчибальд Грейси
Майкл Энсайн Бенджамин Гуггенхайм
Мартин Джарвис сэр Космо Дафф-Гордон
Розалинд Эйрс леди Дафф Гордон
Рошелль Роуз графиня Ротес Александра Кожевникова Сауле Искакова
Джеймс Ланкастер Отец Томас Байлес
Эльза Рэйвен Ида Штраус
Лю Палтер Исидор Штраус
Эдвард Флетчер Джеймс Муди
Грегори Кук Джек Филлипс
Крейг Келли Гарольд Брайд Артём Цыпин
Джонатан Эванс-Джонс Уоллес Хартли
Пол Брайтуэлл Роберт Хитченс
Скотт Дж. Андерсон Фредерик Флит Константин Бронзит Андрей Матвеев
Мартин Ист Реджинальд Ли
Марк Линдсей Чапман Генри Уайлд
Дерек Ли Фредерик Барретт
Ричард Грэхэм Джордж Роу
Терри Форестэл Джозеф Белл Вадим Гущин
Лиам Туохи Чарльз Джоухин
Роки Тэйлор Берт Картмелл
Александра Оуэнс Кора Картмелл
Эми Гэйпа Труди Болт, горничная Дьюитт Бьюкейтеров
Камилла Овербай Рус Хельга Даал
Дженетт Голдстин женщина с двумя детьми
Саймон Крейн Джозеф Боксхолл
Кевин Де Ла Ной Герберт Питман

Фильм в прокате

Даты премьер

Предпремьерный показ фильма состоялся 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в японском городе Токио. Также закрытые показы прошли в Лондоне (18 ноября) и в Лос-Анджелесе (14 декабря). В широкий прокат фильм вышел в основном 18, 19 и 20 декабря 1997 года (в США — 19 декабря). 17 ноября в городе Калининграде в кинотеатре «Заря» состоялся премьерный показ для членов экипажа научно-исследовательского корабля «М.Келдыш» и их родственников, Джеймс Кэмерон лично провёл презентацию, также присутствовал создатель глубоководных аппаратов «Мир1» и «Мир2» Анатолий Саголевич. В России премьера состоялась на два месяца позже — 20 февраля 1998 года. А страной, где прошла последняя премьера «Титаника» (даже повторный релиз), является Южная Корея (13 марта 1999 года). Также повторные релизы фильма в формате 3D прошли в Чехии, России, Японии, Молдавии, Румынии и Швеции.

4 апреля 2012 года в Лос-Анджелесе, в связи со столетием легендарного крушения состоялась повторная премьера этого фильма, но уже в формате IMAX 3D.

Ниже перечислены даты выхода фильма по информации с IMDb.com:

  • Япония — 1 ноября 1997 года (премьера на Международном фестивале кино в Токио).
  • Великобритания — 18 ноября 1997 года (премьера в Лондоне).
  • Соединённые Штаты Америки — 14 декабря 1997 года (премьера в Лос-Анджелесе).
  • Австралия Гонконг Малайзия Новая Зеландия Сингапур — 18 декабря 1997 года.
  • Канада Пуэрто-Рико Соединённые Штаты Америки — 19 декабря 1997 года.
  • Япония Южно-Африканская Республика Китайская Республика — 20 декабря 1997 года.
  • Таиланд — 26 декабря 1997 года.
  • Исландия Мексика Панама — 1 января 1998 года.
  • Индонезия — 5 января 1998 года.
  • Бельгия Франция Словения Швейцария(франц.) — 7 января 1998 года.
  • Германия Испания — 8 января 1998 года.
  • Австрия Израиль Швейцария(итал., нем.) — 9 января 1998 года.
  • Нидерланды — 15 января 1998 года (премьера в Амстердаме).
  • Бразилия Финляндия Греция Италия Португалия Швеция Уругвай — 16 января 1998 года.
  • Боливия — 20 января 1998 года.
  • Венгрия — 22 января 1998 года.
  • Дания Перу Великобритания — 23 января 1998 года.
  • Ирландия — 24 января 1998 года.
  • Кувейт Нидерланды — 29 января 1998 года.
  • Ливан — февраль 1998 года.
  • Чили — 3 февраля 1998 года (премьера).
  • Филиппины — 4 февраля 1998 года.
  • Аргентина Чили Чехия Словакия — 5 февраля 1998 года.
  • Колумбия Норвегия Польша — 13 февраля 1998 года.
  • Венесуэла — 18 февраля 1998 года.
  • Россия Республика Корея Турция — 20 февраля 1998 года.
  • Союзная Республика Югославия — 5 марта 1998 года.
  • Египет — 6 марта 1998 года.
  • Болгария Эстония Латвия Литва Румыния — 6 марта 1998 года.
  • Хорватия — 12 марта 1998 года.
  • Индия — 13 марта 1998 года.
  • Китайская Народная Республика — 3 апреля 1998 года.
  • Мексика — 17 июля 1998 года (повторное издание).
  • Пакистан — 14 августа 1998 года.
  • Республика Корея — 13 марта 1999 года (повторное издание).
  • Италия(огран.) — 13 февраля 2012 года (в формате 3D).
  • Китайская Республика — 3 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Бельгия Канада Франция Гонконг Исландия Япония(огран.) Испания Швеция Соединённые Штаты Америки — 4 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Бахрейн Хорватия Германия Греция Венгрия Израиль Кувейт Нидерланды Новая Зеландия Португалия Россия Украина Сербия Сингапур — 5 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Армения Эстония Индия Ирландия Италия Пакистан Румыния Таиланд Турция Великобритания — 6 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Япония Филиппины — 7 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Аргентина Литва Перу — 12 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Бразилия Колумбия Мексика Норвегия Польша — 13 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Парагвай — 20 апреля 2012 года (в формате 3D).
  • Вьетнам — 18 мая 2012 года (в формате 3D).

Кассовые сборы

Дистрибьютором фильма в Северной Америке (в США и Канаде) выступила компания Paramount Pictures. Но так как бюджет «Титаника» составил 200 000 000 долларов (рекордный для своего времени), во всём остальном мире дистрибьютором стала компания «20th Century Fox». «Титаник» вышел на экраны Северной Америки 19 декабря 1997 года.

В свой первый уикенд фильм собрал около 28 000 000 долларов и только к Новому Году его сборы достигли 100 000 000 долларов за уик-энд. «Титаник» занимал первую строчку американского бокс-офиса в течение четырёх месяцев и впоследствии стал самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа, собрав свыше 1,8 миллиарда долларов (удвоив предыдущий мировой рекорд). Только 12 лет спустя, в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» того же режиссёра. Ниже приведены основные кассовые сборы фильма[9].

  • За первый уикэнд в США (19-21 декабря 1997 года): $28 638 131 (4,8 % от сборов в США, 2 674 кинотеатров — $10 709 в среднем с каждого).
  • В США: $600 788 188 (32,6 % от общих сборов в мире, 3 265 — максимальное количество кинотеатров).
  • В остальном мире: $1 244 246 000 (67,4 % от общих сборов в мире).
  • В общем (США + остальной мир): $1 843 201 268.
  • В Японии: $225 000 000.
  • В Германии: $128 453 585.
  • В Великобритании: $115 419 231.
  • В Испании: $43 672 525.
  • В Мексике: $27 136 604.
  • В Аргентине: $21 559 149.
  • В Австрии: $13 295 461.
  • В России: $5 200 000.

3D-версия

Планы конвертировать фильм в 3D возникли у Кэмерона ещё в 2004 году, однако их пришлось отложить до того времени, когда технологии достигли уровня, благодаря которому подобная операция могла бы быть осуществлена с наилучшим качеством. На конвертацию ушло 60 недель — больше времени, чем на съемки — и дополнительных 18 000 000 долларов. Изменения коснулись только технической части — фильм был также конвертирован в 4K-разрешение, но не было изменено ни одного кадра, даже с сюжетными несоответствиями[10] за одним исключением — рисунок созвездий на ночном небе.

Премьера «Титаника в 3D» состоялась 5 апреля 2012 года, добавив к общим кассовым сборам ещё 342 000 000 долларов.

Суммарные кассовые сборы фильма вместе с 3D-версией на 28 мая 2012 года составили 2 185 372 302 долларов.

Отзывы общества и прессы

Фильм собрал по большей части положительные отзывы критиков и простых зрителей. На сайте Rotten Tomatoes «Титаник» получил рейтинг в 82% от критиков (85 обзоров) и в 82% его оценили простые посетители сайта[13]. На сайте Metacritic фильм также получил не совсем плохой балл от критиков (74 из 100 и 34 обзора) и чуть больше от посетителей (7,5 из 10 и 76 голосов). В крупнейшей базе данных фильмов IMDb «Титаник» имеет средний рейтинг посетителей в 7,6 из 10 (391 477 голосов). Один из самых известных кинокритиков Роджер Эберт оценил фильм в 4 балла из 4-х возможных и поставил «Титаник» в первую десятку лучших фильмов 1997 года.

Американский институт киноискусства (AFI) каждый год обновляет списки с общим началом в названии «100 лет — 100…». Фильм «Титаник» занял в них различные места:

  • 25 место в списке «100 лет — 100 самых захватывающих фильмов всех времён».
  • 37 место в списке «100 лет — 100 самых романтических фильмов всех времён».
  • Песня «My Heart Will Go On» занимает 14 место в списке «100 лет — 100 самых лучших песен из фильмов всех времён».
  • Фраза Джека Доусона «Я — король мира» занимают 100 место в списке «100 лет — 100 самых лучших цитат из фильмов всех времён».

Некоторые отзывы о фильме:

Вполне возможно, что Джеймс Кэмерон, автор «Терминаторов», «Бездны» и «Чужих» поставил точку, закрывающую тему. Идёт фильм более трёх часов, но, уверяю вас, мне кажется, что посмотрит его любой, чьему сердцу дорог кинематограф. Сам же макет «Титаника», увенчанный лаврами «Оскаров», наверняка займёт достойное место у входа на ВДНХ США.

— М. Иванов (film.ru)

И всё свидетельствует о том, что новых открытий, которые помогли бы нам восстановить истинную причину катастрофы, более не предвидится. Картина Кэмерона всё же сделала такое открытие. Воссоздав реальный масштаб случившегося, сердце океана вновь забилось, спустя чуть меньше века обратив исконно божеские замашки человека внутрь самих себя.

— Павел Кортунов (kinomania.ru)

Как-то раз, после того как я перенес тяжелую болезнь в госпитале и вернулся домой, я сел смотреть «Титаник». Никогда в жизни я так остро не чувствовал наносимый моему мозгу ущерб.

— Стивен Кинг ([1])

Награды и номинации

См. Награды и номинации фильма «Титаник» (1997) К настоящему времени фильм «Титаник» имеет 87 наград и ещё 48 номинаций[17], оставшихся без побед. Самыми значимыми из них являются 11 премий «Оскар». «Титаник» является вторым по хронологии фильмом, получившим столько «Оскаров», после «Бен-Гур». Этот же успех пока смог повторить только фильм «Властелин колец: Возвращение короля». Наряду с фильмами «Всё о Еве» и «Ла-Ла Ленд» «Титаник» является рекордсменом по числу номинаций на премию «Оскар» — 14.

Награды

Премия «Оскар»
1998
Лучший фильм (продюсеры: Джеймс Кэмерон и Джон Ландау)
Лучший режиссёр (Джеймс Кэмерон)
Лучшая работа оператора (Расселл Карпентер)
Лучшая работа художника-постановщика/декоратора (Питер Ламонт, Майкл Форд)
Лучший дизайн костюмов (Дебора Линн Скотт)
Лучший звук (Гэри Райдстром, Том Джонсон, Гэри Саммерс, Марк Улано)
Лучший монтаж (Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард Харрис)
Лучший монтаж звуковых эффектов (Том Беллфорт, Кристофер Бойес)
Лучшие визуальные эффекты (Роберт Легато, Марк Ласофф, Томас Фишер, Майкл Канфер)
Лучшая песня (Джеймс Хорнер и Уилл Дженнигс за песню «My Heart Will Go On», исполненную Селин Дион)
Лучшая музыка к драматическому фильму (Джеймс Хорнер)
Премия «Золотой глобус»
1998
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссёр (Джеймс Кэмерон)
Лучшая песня (Джеймс Хорнер и Уилл Дженнигс за песню «My Heart Will Go On», исполненную Селин Дион)
Лучшая музыка (Джеймс Хорнер)
MTV Movie Awards
1997
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Леонардо Ди Каприо)
Премия Гильдии киноактёров США
1998
Лучшая женская роль второго плана (Глория Стюарт)
Кинопремия журнала «Empire»
1998
Лучший фильм
Лучшая британская актриса (Кейт Уинслет)
Премия «Грэмми»
1998
Лучшая песня, написанная специально для художественного фильма или телепередачи (Джеймс Хорнер и Уилл Дженнигс за песню «My Heart Will Go On», исполненную Селин Дион)

Номинации[править | править вики-текст]

Премия «Оскар»
1998
Лучшая женская роль (Кейт Уинслет)
Лучшая женская роль второго плана (Глория Стюарт)
Лучший грим (Тина Ирншоу, Грег Кэнном, Симон Томпсон)
Премия «Золотой глобус»
1998
Лучшая мужская роль (драма) (Леонардо Ди Каприо)
Лучшая женская роль (драма) (Кейт Уинслет)
Лучшая женская роль второго плана (Глория Стюарт)
Лучший сценарий (Джеймс Кэмерон)
MTV Movie Awards
1997
Лучшая песня (за песню «My Heart Will Go On», исполненную Селин Дион)
Лучший экранный дуэт (Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет)
Лучшая экшен-сцена (за сцену, где корабль уходит под воду)
Лучший поцелуй (Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет)
Лучшая женская роль (Кейт Уинслет)
Лучший злодей (Билли Зейн)
Премия BAFTA
1998
Лучший фильм
Лучшая работа оператора (Расселл Карпентер)
Лучший дизайн костюмов (Дебора Линн Скотт)
Лучший монтаж (Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард Харрис)
Лучший грим (Тина Ирншоу, Симон Томпсон)
Лучший художественный дизайн (Питер Ламонт)
Лучший звук (Гэри Райдстром, Том Джонсон, Гэри Саммерс, Марк Улано)
Лучшие специальные визуальные эффекты (Роберт Легато, Марк Ласофф, Томас Фишер, Майкл Канфер)
Премия Дэвида Лина за режиссуру (премия Британской Академии кино и телевидения)
1997
Джеймс Кэмерон
Премия Энтони Аскита за музыку к фильму (премия Британской Академии кино и телевидения)
1997
Джеймс Хорнер
Премия Гильдии киноактёров США
1998
Лучший актёрский ансамбль
Лучшая актриса (Кейт Уинслет)
Премия «Сезар»
1998
Лучший фильм на иностранном языке
Премия Общества кинокритиков Лондона
1998
Фильм года
Режиссёр года (Джеймс Кэмерон)
Британская актриса года (Кейт Уинслет)

Саундтрек

Titanic: Music from the Motion Picture
Обложка альбома Джеймс Хорнер «Titanic: Music from the Motion Picture» ({{{Год}}})
Саундтрек Джеймс Хорнер
Дата выпуска 18 ноября 1997
Жанр Саундтрек, поп
Длительность 72:29
Страна Flag of the United States.svgСША
Лейбл Sony Classical
Профессиональные рецензии
All Music Guide 4 из 5 звёзд ссылка

Музыкальное сопровождение к кинофильму «Титаник» было полностью создано американским композитором Джеймсом Хорнером. Для исполнения вокализа была выбрана норвежское сопрано Сиссель Ширшебо, хотя изначально в данной партитуре планировалось использовать исключительно струнные[18]. Режиссёр фильма Джеймс Кэмерон настаивал на отсутствии в нём какой-либо песни, однако изменил своё мнение после прослушивания демонстрационной версии «My Heart Will Go On» с голосом канадской певицы Селин Дион.

Диск с саундтреком к «Титанику», выпущенный компанией «Sony Classical» 18 ноября 1997 года, разошёлся по всему миру тиражом в 30 миллионов копий. В 1998 за работу над фильмом Джеймс Хорнер получил премию «Оскар» в двух номинациях: «Лучшая музыка к драматическому фильму» и «Лучшая песня к фильму» совместно с Уиллом Дженнингсом, написавшим текст композиции «My Heart Will Go On».

Название композиции Авторы / исполнители Время
1 «Never an Absolution» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 3:03
2 «Distant Memories» Джеймс Хорнер 2:23
3 «Southampton» Джеймс Хорнер 4:02
4 «Rose» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 2:52
5 «Leaving Port» Джеймс Хорнер 3:25
6 «Take Her to Sea, Mr. Murdoch» Джеймс Хорнер 4:30
7 «Hard to Starboard» Джеймс Хорнер 6:51
8 «Unable to Stay, Unwilling to Leave» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 3:55
9 «The Sinking» Джеймс Хорнер 5:06
10 «Death of Titanic» Джеймс Хорнер 8:24
11 «A Promise Kept» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 6:02
12 «A Life So Changed» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 2:12
13 «An Ocean of Memories» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 7:56
14 «My Heart Will Go On» Джеймс Хорнер, Уилл Дженнингс / Селин Дион 5:08
15 «Hymn to the Sea» Джеймс Хорнер / Сиссель Ширшебо 6:22

Факты

Об актёрах и персонажах

  • В качестве прообраза Джека Доусона Кэмерон взял тип известного голливудского актёра 1940-х Джеймса Стюарта. На роль рассматривались кандидатуры Мэттью МакКонахи, Криса О’Доннелла, Билли Крудапа и Стивена Дорффа, однако все были отклонены из-за своего не очень юного возраста, так как Кэмерон хотел, чтобы между 17-летней Роуз и Джеком была очень небольшая разница в возрасте (возраст Джека в фильме не упоминается, однако очевидно, что ему около 20 лет). Том Круз высказывал желание сыграть Джека, но его кандидатуру, по словам Кэмерона, даже всерьёз не рассматривали, особенно с учётом его возраста. Когда Джеймс Кэмерон писал сценарий к фильму, он считал, что главные герои Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер должны быть вымышленными персонажами. Только после того, как работа над сценарием была завершена, режиссёр узнал, что на борту «Титаника» был 23-летний кочегар Джозеф Доусон, родившийся в 1888 году в Дублине. Его тело было найдено после катастрофы «Макей-Беннетом» и зарегистрировано под номером 227. Он похоронен на кладбище Фейрвей в Новой Шотландии вместе с остальными погибшими. После выхода фильма его могила с надписью «J. Dawson» стала очень популярной.
  • Роль Роуз Дьюитт Бьюкейтер сыграла Кейт Уинслет, но в своё время на это место претендовала актриса Гвинет Пэлтроу.
  • Дэвид Уорнер (Спайсер Лавджой, телохранитель Хокли) является единственным актёром, который «тонул» на «Титанике» 2 раза. Первый раз в фильме 1979 года Спасите «Титаник» он исполнил роль Лоуренса Бизли, реально существовавшего пассажира 2-го класса.
  • Глория Стюарт играла постаревшую Роуз, возраст которой по сценарию составлял 101 год (без двух месяцев), хотя на самом деле актрисе было всего 86 лет. И по её заверениям в этом не было ничего приятного. По иронии судьбы, актриса умерла в 100 лет во сне, не дожив всего год до возраста своего персонажа.
  • Роуз произносит фразу «Я люблю тебя» только один раз, когда они вместе с Джеком уже были в воде — в самом конце фильма. Сам же Джек за весь фильм не произносит эту фразу ни разу, хотя он мельком упоминал о своей любви к ней.
  • Кейт Уинслет была одной из небольшого числа актёров, не пожелавших надеть гидрокостюм во время съёмок водных сцен (но есть и фото, где она в гидрокостюме).
  • Кейт Уинслет заработала пневмонию, когда участвовала в съёмках сцен гибели «Титаника».
  • Персонаж Роуз частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет. Единственную женщину, вытащенную из воды после гибели Титаника, также звали Роуз (Роуз Абботт). Биография этой женщины не имела ничего общего с историей экранной Роуз, но она также спаслась благодаря тому, что зацепилась за дрейфующий «плот».
  • Глория Стюарт, получив номинацию «Лучшая актриса второго плана», стала самым пожилым человеком, номинировавшимся на «Оскар». Ей было тогда 87 лет.
  • Глория Стюарт была единственной среди всех, кто принимал участие в съёмках, жившей во время настоящей катастрофы «Титаника» в 1912 году.
  • При знакомстве с Джеком Молли Браун произносит фразу: «Зачем нужно звать на обед, как будто это кавалерийская атака?». Аналогичная фраза звучала в фильме «Титаник» 1953 года.
  • Своё имя Каледон Хокли получил от двух небольших городов (Каледон и Хокли), находящихся в провинции Онтарио в Канаде, где живут тётя и дядя Джеймса Кэмерона.
  • На съемочной площадке фильма любимая домашняя ящерица Леонардо Ди Каприо случайно попала под колеса грузовика. На какое-то время Леонардо Ди Каприо принял на себя обязанности медбрата, отскреб и выходил своего любимца.

О фильме и его съёмках

Постройка модели Титаника в «практически натуральную» величину. На снимке видно, что строящаяся модель лайнера стоит другой стороной к берегу.

  • При съёмке последней сцены погружения корабля в океан было использовано около 120 тонн воды.
  • Фильм «Титаник» стоил больше, чем сам корабль «Титаник». Строительство корабля «Титаника» обошлось в 4 000 000 фунтов, что в современных деньгах составляет 100 000 000 фунтов, а стоимость фильма Джеймса Кэмерона — 125 000 000 фунтов.
  • После завершения съёмок полноразмерная модель «Титаника» была разобрана на части и распродана на металлолом.
  • Дольше всех на планете фильм был в прокате в кинотеатре «Салют» города Екатеринбурга, это зафиксировано Книгой Рекордов Гиннесса. Узнав об этом, российский прокатчик подарил кинотеатру копию фильма.
  • Рисунок, изображающий Роуз, был сделан самим Джеймсом Кэмероном, именно его руки мы и видим в кадре. Все остальные рисунки в альбоме Джека также являются результатами работы режиссёра. Но из-за того, что Джеймс Кэмерон левша, а Джек правша, при монтаже отснятые кадры были зеркально инвертированы.
  • Глубоководные кадры, которые вошли в финальную версию фильма, составляют по продолжительности всего 12 минут. Хотя на самом деле каждое погружение на глубину занимало несколько часов. В целях улучшения эффективности использования ресурсов и уменьшения расходов, Джеймс Кэмерон распорядился подготовить макет останков «Титаника», уменьшенный в 33 раза. Каждое настоящее погружение было отрепетировано с использованием этой модели и моделей российских батискафов, что в итоге не прошло даром.
  • Всего было осуществлено 12 погружений. При последних двух картинка дистанционно передавалась специальным устройством, установленным внутри останков «Титаника». Причём некоторые кадры были смоделированы на компьютере.
  • Большинство декораций на корабле — от ковров до люстр — было реконструировано или находилось под присмотром компаний, которые когда-то оснащали настоящий «Титаник». При реконструировании декораций за образец брались декоративные элементы с «Олимпика» — брата-близнеца «Титаника», списанного в 1935 году. После списания многие элементы отделки «Олимпика» нашли вторую жизнь в создании интерьеров отеля «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили кинематографистам возможность измерять и фотографировать эти раритеты. Также при воссоздании интерьеров «Титаника» были использованы архивные фотографии интерьеров «Олимпика».
  • Съёмки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой (примерно 13,7 метров) модели «Титаника», которую снимали маленькой цифровой камерой. Затем в студии Digital Domain на компьютере добавляли дым из труб и воду. Чтобы добиться правдоподобности, был использован алгоритм обнаружения со спутника кораблей и подводных лодок по водным колебаниям. Этот алгоритм учитывал поведение водной поверхности океана в спокойном состоянии и во время движения посторонних объектов. И, наконец, мастера компьютерной графики «Digital Domain» заселяли «Титаник» персонажами, созданными на компьютере. На одном из планов можно видеть даже компьютерного капитана Смита, поправляющего фуражку. Джеймс Кэмерон, давая указания работникам «Digital Domain» сказал: «Представьте, что мы снимаем рекламный клип для компании „White Star Line“».
  • Перед тем, как приступить к рисованию Розы в своём альбоме, Джек говорит ей: «Вон туда, на кровать, ммм… на диван». На самом же деле здесь должна была быть фраза «Ложись на диван». Это случилось тогда, когда на съёмках Леонардо Ди Каприо слегка напутал текст сценария. Но Кэмерону понравилась эта оговорка, и именно этот дубль вошёл в итоговый вариант фильма.
  • Сцена рисования портрета Роуз снималась в первый съёмочный день Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. После съёмок Ди Каприо спросил у Кэмерона: «Ну как у меня получилось?». На что режиссёр серьезно ответил: «Ну сам знаешь, сегодня твой первый съёмочный день, так что тебя ещё вполне можно и заменить».
  • Когда один из управляющих кораблём произносит «Полный вперёд!», мы слышим, как кто-то подхватывает «Полный вперёд!» на заднем плане. На самом деле это был голос режиссёра Джеймса Кэмерона.
  • В реальной жизни было беспокойство по поводу того, что шлюпбалки недостаточно крепкие, чтобы выдержать спуск полностью загруженных спасательных шлюпок, хотя они и проверялись под таким весом. Шлюпбалки для фильма, которые можно заметить сгибающимися под большим весом, были изготовлены той же самой компанией, что и в 1912 году для настоящего «Титаника».
  • Для съёмки сцены, где вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано использовать 40 000 галлонов воды. Однако, как выяснилось позднее, этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество воды в 3 раза. При этом пришлось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса.
  • Кэмерон был категорически против использования каких-либо песен в фильме, даже в заключительных титрах. Композитор Джеймс Хорнер вместе с Уиллом Дженнигсом (автором текста) и певицей Селин Дион записали песню «My Heart Will Go On». Позднее кассету дали прослушать Джеймсу Кэмерону. В итоге песня удостоилась премии «Оскар».
  • Съёмки отплытия «Титаника» в Саутгемптонском порту производились «в зеркальном отражении»: из-за экономии модель «Титаника» в натуральную величину покрыли металлом только с правого борта (прогноз погоды предсказывал северный ветер, поэтому было решено поставить модель носом к северу, чтобы ветер относил дым из труб к корме, и это создавало бы дополнительную иллюзию движения судна). Однако в Саутгемптоне настоящий «Титаник» был пришвартован левым бортом, и чтобы не погрешить против истории, Джеймс Кэмерон решил снимать «наоборот». Для этого часть оборудования, реквизита, костюмов заказали «перевёрнутыми». Позже, при монтаже отснятого материала, изображение «перевернули» так, что всё стало правильно. Кейт Уинслет в одном из интервью призналась, что во время съёмок посадки на лайнер не могла удержаться от смеха, когда читала «∃ИIL ЯATƧ ∃TIHW» на бескозырках матросов.
  • У модели «Титаника» в натуральную величину отсутствовал нос. Его каждый раз добавляли на компьютере. Когда Джеймс Кэмерон увидел, в какую сумму обошлись эти спецэффекты, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили!»
  • Поскольку макет «Титаника» почти в натуральную величину был детализирован только на 90%, о чём было сказано в начале статьи, а модель лайнера, используемая для спецэффектов, была детализирована на 100%, то в фильме эти две заметно отличающиеся версии «Титаника» сменяют друг друга несколько раз.
  • Для того, чтобы снять сцену погружения передней части корабля, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить её переднюю часть в резервуар глубиной 40 футов. Декорацию поднимали и опускали в воду 8 гидравлических подъёмников. Съёмки эпизода проводились без репетиции.
  • Во время съёмок сцены столкновения «Титаника» с айсбергом позади палубы, на которой находились Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, поставили зелёный экран, который потом во время монтажа заменили на компьютерное изображение (модель) айсберга. Но для того, чтобы сцена выглядела реалистичнее, на палубу сверху сыпали куски настоящего льда. Таким образом, куски отколовшегося от айсберга льда, которые упали за бортом — компьютерные, а которые попали на борт — настоящие.
  • Эффект намёрзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигался тем, что их волосы и одежда покрывались воском, а также специальным порошком, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. А пар изо рта добавлялся на компьютере.
  • Джеймс Кэмерон сознательно пошёл на допущение исторической неточности при съёмках эпизодов в спасательных шлюпках. Ночь на 15 апреля 1912 года была безлунной, звёзды давали слишком мало света, а режиссёру надо было хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторых офицеров электрические фонарики, которых не было у офицеров в 1912 году.
  • В многочисленных интервью Джеймс Кэмерон упоминал о своих опасениях и опасениях студии, что фильм не окупится и станет убыточным. В частности, он сказал в интервью газете «USA Today»: «Ну подумайте сами, события происходили в 1912 году, фильм шёл больше трёх часов, в конце все умирали — как такой фильм мог быть успешен?».
  • При постановке спецэффектов Роберт Скотак использовал технические приёмы, придуманные советским кинорежиссёром Павлом Клушанцевым. В 1997 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
  • В фильме как бы даётся понять, что «Титаник» был первым в своём классе лайнером и по сути не имел аналогов на тот момент, хотя в действительности «Титаник» был вторым судном после своего «брата» «Олимпика», который начал курсировать в Нью-Йорк почти на год раньше.

О рекордах фильма

  • Бюджет картины составил 200 000 000 долларов, что в 1997 году было рекордом.
  • Если исходить из окончательных расходов, то получается, что одна минута готового фильма стоила один миллион долларов.
  • Создание фильма обошлось дороже постройки самого корабля.
  • Этот фильм стал первым, получив одновременно премию «Оскар» и «MTV Movie Awards» в номинации «Лучший фильм».
  • «Титаник» стал вторым фильмом, получившим рекордное количество номинаций на премию «Оскар» — 14, после «Всё о Еве» (1950).
  • «Титаник» также является одним из трёх фильмов, получивших по 11 премий «Оскар»; двумя другими являются «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003).
  • Впервые с 1966 года фильм «Титаник» получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм», при этом будучи не представленным в номинации «Лучший сценарий». Предыдущим фильмом, которого постигла та же «неудача», были «Звуки музыки» (1965).
  • Имея 14 номинаций на «Оскар», фильм не получил ни одного из них среди номинаций на лучших актёров или актрис первого или второго плана.
  • «Титаник» стал первым фильмом в истории, собравшим во всём мире больше 1 000 000 000 долларов. После него только во второй половине 2000-х несколько фильмов смогли преодолеть этот рубеж.
  • Собрав в Северной Америке 600 788 188 долларов, «Титаник» в течение 12 лет был единственным фильмом, собравшим более 600 000 000 долларов. Позже его опередил «Аватар» все того же Джеймса Кэмерона.
  • «Титаник» возглавлял американский бокс-офис в течение 15 недель друг за другом — с 19 декабря 1997 года по 2 апреля 1998 года. Больше него на первой строчке проката продержался только фильм «Инопланетянин» (1982) — 16 недель (правда, непоследовательно).
  • Всего же фильм в прокате был с 19 декабря 1997 года по 1 октября 1998 года. Таким образом, фильм обладает рекордом длительности проката — 287 дней.

О влиянии на другие виды искусства

  • На альбоме Боба Дилана «Tempest» (2012) есть одноименная композиция, текст которой представляет собой вольный поэтический пересказ «Титаника». В седьмом куплете упоминается имя актера, исполнившего главную мужскую роль в фильме Кэмерона — Леонардо Ди Каприо: «Лео взял свой альбом, / Снова почувствовав вдохновенье. / Он закрыл глаза и стал рисовать / То, что видел внутренним взором». Песня длится почти 14 минут.

Технические данные

Оригинальный негатив фильма снят на 35-мм киноплёнке в формате «Супер-35». В подводных съёмках использован кашетированный формат «Технископ». Для съёмки всех сцен использовалась сферическая оптика Panavision и киносъёмочные аппараты Panaflex. Прокатные фильмокопии оригинальной версии печатались оптическим способом в двух вариантах: анаморфированные на 35-мм киноплёнке и широкоформатные на 70-мм. Соотношение сторон кадра 35-мм копий составляло 2,35:1, широкоформатных — 2,2:1. 3D-версия фильма для кинотеатров IMAX отпечатана с соотношением сторон 1,78:1. Также выпущена цифровая версия фильма в стандарте DCI для «плоского» и 3D показа. Оригинальная фонограмма на 70-мм фильмокопиях записана по системе DTS, а 35-мм фильмокопии содержали две цифровых оптических фонограммы в стандартах SDDS, Dolby Digital и аналоговую оптическую Dolby SR.

Смотреть онлайн
Источник

About The Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая запись Начало
Следующая запись Остров проклятых