«Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan») — американская эпическая военная драма 1998 года режиссёраСтивена Спилберга, описывающая события во время Нормандской операции Второй мировой войны.
По некоторым данным, картина основана на реальных событиях, произошедших с братьями Ниландами[en], когда после одновременной смерти пятерых братьев Салливан были приняты правила о распределении членов одной семьи по разным подразделениям и об отзыве последнего оставшегося в живых из них с фронта.
Фильм удостоен пяти премий «Оскар» за лучшую режиссуру, работу оператора, звук, монтаж и монтаж звука. В декабре 2014 года внесён в Национальный реестр фильмов США, обладая культурным, историческим или эстетическим значением. Фильм принес популярность актёру Мэтту Дэймону.
Сюжет
Старик с многочисленной семьёй приходит на кладбище американских солдат в Кольвиль-сюр-Мер, Нормандия, Франция. Воспоминания уносят его в далёкое прошлое, начало высадки в Нормандии в 1944 году…
Американские солдаты, высадившись на Омаха-бич, попадают в ад: немецкие пулемётчики и миномётчики расстреливают их с обрывистого берега. Капитану Джону Миллеру (Том Хэнкс), командиру роты 2-го батальона рейнджеров, удаётся собрать уцелевших и прорвать немецкую линию обороны.
Одна из машинисток департамента обнаруживает, что семья Райан получит сразу три извещения в один день, так как два брата погибли в одном бою при высадке в Нормандии и ещё один погиб примерно в это же время в боях на Тихом океане. Чтобы смягчить боль потери погибших сыновей, командующий генерал Джордж Маршалл приказывает отправить на родину её последнего оставшегося в живых сына — рядового Джеймса Френсиса Райана, парашютиста из 101-й воздушно-десантной дивизии, высадившегося в тылу противника. Сейчас парашютисты ведут бои в тылу противника, многие из них выброшены далеко от запланированных зон высадки, связь с ними потеряна.
Капитан Джон Миллер получает приказ найти Райана и доставить его в штаб. Капитан набирает отряд из бойцов своей роты во главе с сержантом Майклом Хорватом (Том Сайзмор) — опытным бойцом, с которым они уже воевали в Северной Африке и Италии. Поскольку в отряде нет никого, кто знал бы французский и немецкий языки, Миллер берёт с собой штабного клерка капрала Тимоти Апхэма (Джереми Дэвис), ещё ни разу не участвовавшего в бою. В отряд также берут рядового Ричарда Райбена(Эдвард Бёрнс), родом из Бруклина, опытного морского пехотинца.
В первом же городке, куда отряд приходит в поисках Райана, от пули снайпера погибает рядовой Адриан Капарзо (Вин Дизель). Среди окружённых в городе десантников Миллер находит солдата по фамилии Райан (Натан Филлион), но он оказывается только однофамильцем разыскиваемого.
Отряд Миллера находит разбившийся планер с телом заместителя командующего 101-й дивизии. Чудом оставшийся в живых лётчик рассказывает, что кому-то из штабных пришла в голову мысль усилить защиту планера стальными листами. В результате планер оказался слишком тяжёл и камнем рухнул на землю. Среди раненых и убитых Райана также не оказывается. Миллер расспрашивает бойцов из проходящей мимо колонны. В их числе оказывается контуженный однополчанин Райана, который видел, как некий офицер забрал Райана и других бойцов в город Рамелль на реке Мердере[fr] для охраны стратегически важного моста.
По дороге к городу взвод Миллера натыкается на разрушенный налётом авиации немецкий радар, перед которым лежат трупы десантников из 82-й воздушно-десантной дивизии. Опасаясь за жизнь тех, кто пойдёт этой дорогой позднее, Миллер приказывает своему отряду уничтожить вражескую пулемётную точку и лично возглавляет атаку. Пулемётный расчёт уничтожен, но медик Ирвин Уэйд (Джованни Рибизи) смертельно ранен и умирает через несколько минут. Миллер заставляет пленного немца рыть могилу для себя и погибших товарищей. Немец отчаянно пытается спасти свою жизнь, выкрикивая невпопад английские слова: «Пароходик Вилли», «Я люблю Америку», — и даже пытаясь петь американский гимн. Потом он говорит — «Проклятый Гитлер!» и на немецком пытается рассказать о том, что он не виноват в смерти медика. Апхэм заступается за него. Миллер без объяснений отпускает немца. Рядовой Ричард Райбен (Эдвард Бернс) возмущается и отказывается далее исполнять приказы Миллера, порываясь уйти. Сержант Хорват наставляет на Райбена пистолет. Миллер неожиданно разряжает ситуацию, объяснив свой поступок. Он говорит, что до войны был школьным учителем и что война слишком сильно его изменила. Он говорит, что с каждым новым убитым он оказывается всё дальше от дома. Он хочет только выполнить приказ и будет рад, если этим заслужит право вернуться домой. Он не будет отдавать Райбена под трибунал и даже поможет ему оформить перевод, если тот так хочет. Райбен, видя, как его товарищи хоронят тело погибшего Уэйда, решает остаться.
Люди Миллера встречаются с десантниками, подорвавшими бронетранспортёр, среди них оказывается рядовой Райан (Мэтт Деймон). Он отводит их в Рамелль, но категорически отказывается возвращаться в тыл, поскольку не может бросить друзей перед лицом опасности. Миллер не чувствует себя вправе настаивать, но, по предложению Хорвата, решает возглавить и организовать оборону моста. Небольшая группа американских солдат устраивают засаду на немцев.
Через несколько часов к мосту подходит более полусотни немецкой пехоты в сопровождении двух Panzerkampfwagen VI «Tiger I», двух самоходных установок Marder III и двух бронетранспортеров Sd Kfz 251. В ходе битвы гибнут почти все защитники моста, сумев, однако, нанести противнику большие потери, а также вывести из строя один из «тигров» и почти всю лёгкую технику. Оставшиеся в живых американские солдаты отступают за мост, намереваясь взорвать его, однако снаряд из танка попадает в провод, идущий к взрывателю, и взрыва не происходит. Испуганный Апхэм видит из снарядной воронки, как немец, которого они оставили в живых утром, убивает выстрелом в спину солдата из подразделения Райана и скашивает пулей капитана Миллера.
Из всего отряда целыми остаются только Райбен, Апхэм и Райан. Раненый Миллер, привалившись к разрушенной машине, из последних сил стреляет из пистолета в приближающийся к нему немецкий танк. Внезапно танк взрывается — в него попадает реактивный снаряд с подоспевшего на помощь самолёта P-51 Mustang. Через мост на ту сторону устремляются американские солдаты. Апхэм выскакивает из воронки и останавливает группу немцев, где и был тот самый «пароходик Вилли», которому он и капитан подарили жизнь. Немец узнаёт и радостно приветствует Апхэма, но тот, решившись, убивает его на глазах остальных пленников.
Умирающий капитан шепчет выжившему Райану: «Джеймс, будь достоин этого…» Приведённый Райбеном медик уже бессилен ему помочь.
Оказывается, что старик в начале фильма — это Райан, приехавший с детьми и внуками на могилу своего спасителя — капитана Миллера. С трудом сдерживая слёзы, Райан шепчет, что постарался изо всех сил прожить достойную жизнь и оправдать все те жертвы и лишения, которые капитан и его отряд претерпели ради спасения его — простого рядового американской армии.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Том Хэнкс | капитан Джон Миллер |
Эдвард Бёрнс | рядовой Ричард Райбен |
Том Сайзмор | сержант первого класса Майкл Хорват |
Джереми Дэвис | капрал Тимоти Апхэм |
Вин Дизель | рядовой Адриан Капарзо |
Мэтт Деймон | рядовой Джеймс Райан |
Адам Голдберг | рядовой Стэнли Меллиш |
Барри Пеппер | рядовой Даниель Джексон |
Джованни Рибизи | медик Ирвин Уэйд |
Тед Денсон | капитан Хамилл |
Пол Джаматти | штаб-сержант Уильям Хилл |
Деннис Фарина | подполковник Уолтер Андерсон |
Йорг Стадлер[en] | немецкий солдат «Пароходик „Вилли“» |
Съёмки
- В силу обстоятельств основная часть съёмок фильма была перенесена с территории Великобритании на ирландские земли. Британское Министерство обороныотказалось оказать съёмочной группе необходимую помощь, предоставив в качестве статистов своих бойцов. Тогда-то на выручку Спилбергу и пришли ирландские солдаты (около 250 человек).
- Съёмки фильма начались в Ирландии 27 июня 1997 года и продлились до 13 сентября.
- Так как в мире осталось немного действующей немецкой бронетехники, немецкие «Тигры» были копиями настоящих танков на основе действующих Т-34. Данное решение аналогично тому, которое было принятое на съемках эпопеи «Освобождение» и других советских военных фильмов, где немецкие машины достаточно правдоподобно изображали переделанные советские танки. Несоответствие хорошо заметно при крупных кадрах шасси танка, катки которого располагаются в один ряд, тогда как «Тигр» имел характерное их «шахматное» расположение. Более того, реальный «Тигр» был несколько крупнее Т-34. Примерно таким же образом, но значительно менее правдоподобно, действующие Т-34 изображали танки «Тигр» в фильме «Герои Келли» 1970 года.
- Для съёмок сцен, в которых солдатам отрывает руки и ноги, были приглашены актеры с ампутированными конечностями.
- Стивен Спилберг начал задумываться о приглашении в проект Мэтта Деймона после просмотра картины «Мужество в бою», но долгое время считал актёра слишком худосочным. С лёгкой подачи Робина Уильямса Спилберг познакомился с Дэймоном на съёмочной площадке «Умницы Уилла Хантинга» и изменил своё мнение.
- На роль рядового Райана приглашался Эдвард Нортон.
- Роль Капарзо была написана специально для Вина Дизеля после того, как Спилберг ознакомился с предыдущей работой актёра (фильм «Бродяги (х/ф,1997)».
- Все ведущие актёры в обязательном порядке проходили армейские тренировки в течение нескольких дней, исключение было сделано только для Мэтта Дэймона, которому, несмотря на присутствующую в названии фамилию его героя, всё-таки отводилась второстепенная роль. Обилие физических нагрузок избавило от необходимости использовать специальный грим, поскольку актёры выглядели измождёнными и без него.
- Во время съёмок Спилберг показывал отснятый материал ветеранам высадки в Нормандии с целью добиться наиболее точного воспроизведения событий. Во многом именно их консультации помогли фильму быть очень достоверным даже в деталях. Например, оглушённая взрывами рыба, выброшенная на пляж «Омаха» — подсказка участников десанта.
- В оригинальной версии сценария речь персонажа Тома Хэнкса, обращённая к остальным участникам боевого подразделения, была намного длиннее (в ней герой рассказывает о том, что он готов сделать, чтобы вернуться обратно домой). Воспротивился сам Хэнкс, посетовав на то, что его персонажу не стоит так разглагольствовать. Спилберг согласился, и монолог был серьёзно урезан.
- Спилберг и Каминский первоначально намеревались снимать чёрно-белый фильм, учитывая предыдущий опыт оператора-постановщика в фильме «Список Шиндлера». Изображение в этой картине было намеренно стилизовано под эстетику нацистской пропаганды. Однако, позднее было решено снимать в цвете по технологии «удержание серебра», снижающей цветовую насыщенность киноплёнки примерно на 70 %. Кроме этого в тенях изображения тон корректировался при помощи ДДЗ. Две ведущие кабельные компании Америки (DirecTV и Dish) при показе картины на своих телеканалах вернули настоящие цвета обратно, потому что после первых двух дней показа на центры поддержки данных каналов обрушился шквал звонков недовольных зрителей, посетовавших на отсутствие цветовой гаммы в передаваемой картинке.
- Для дополнительного эффекта погружения в эпоху Каминский использовал на части камер объективы 1940-х годов без просветления.
- При создании сцен высадки Спилберг и Каминский опирались на фотографии Роберта Капы, единственного отснявшего подлинное событие фотожурналиста.
Прокат
- В Сингапуре данный фильм получил нестандартный рейтинг NC-16 (от 16 лет). С одной стороны, фильм был весьма жестоким, что исключало получение рейтинга PG, с другой стороны в фильме не было сексуальной тематики, в связи с чем рейтинг R также не мог быть получен. Тогда-то и был найден компромиссный вариант рейтинга.
- Фильм не был пропущен к прокату цензорами Индии за слишком большое количество сцен насилия. В связи с этим к Спилбергу были предъявлены требования вырезать из индийской версии фильма самые жестокие моменты. Однако Стивен, к удивлению индийских прокатчиков, отказался и предложил Индии вообще отказаться от проката. Понимая всю серьёзность ситуации, премьер-министр Индии Атал Ваджпаи решил посмотреть фильм сам, и, оставшись потрясённым увиденным, принял решение выпустить на экраны страны оригинальную версию.
Награды и номинации
Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|
Оскар | Лучший фильм | Стивен Спилберг, Йен Брайс, Марк Гордон, Гэри Левинсон | Номинация |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Победа | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Роберт Родэт | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Януш Камински | Победа | |
Лучшая работа художника-постановщика | Томас Сандерс, Лиза Дин | Номинация | |
Лучший монтаж | Майкл Кан | Победа | |
Лучший грим | Луи Бёрвелл, Конор О’Салливан, Дэниел Стрипик | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Лучший звук | Гэри Райдстром, Рон Джадкинс, Гэри Саммерс, Энди Нельсон | Победа | |
Лучший звуковой монтаж | Гэри Райдстром, Ричард Химнс | Победа | |
BAFTA | Лучший фильм | Стивен Спилберг, Йен Брайс, Марк Гордон, Гэри Левинсон | Номинация |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Януш Камински | Номинация | |
Лучшая работа художника-постановщика | Томас Сандерс | Номинация | |
Лучшие визуальные эффекты | Стефан Фангмейер, Роджер Гайетт, Нил Корбоулд | Победа | |
Лучший монтаж | Майкл Кан | Номинация | |
Лучший грим | Луи Бёрвелл, Жанетт Фримен | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Лучший звук | Гэри Райдстром, Рон Джадкинс, Гэри Саммерс, Энди Нельсон, Ричард Химнс | Победа | |
Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Победа | |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Победа | |
Лучшая мужская роль в драме | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучший сценарий | Роберт Родэт | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучший актёрский состав | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Грэмми | Лучшая инструментальная композиция для кино или ТВ | Джон Уильямс | Победа |
Технические данные
Оригинальный негатив фильма снят на 35-мм киноплёнке Kodak EXR 5293 в кашетированном формате с соотношением сторон кадра 1,85:1. Для съёмки использованы сферические объективы Panavision и киносъёмочные аппараты того же производителя. Прокатные фильмокопии отпечатаны контактным способом в том же формате. Длина фильма 3649 метров. Совмещённая фонограмма фильмокопий содержала три цифровых дорожки: SDDS, Dolby Digital на киноплёнке и DTS на отдельном компакт-диске.