«Горбатая гора» (англ. Brokeback Mountain) — американская мелодрама режиссёра Энга Ли о любовной связи двух ковбоев, считающийся «первым в истории кино гей-вестерном». В основу сценария лёг одноимённый рассказ писательницы Энни Пру.
Горбатая гора | |
Brokeback Mountain | |
Жанр | мелодрама |
---|---|
Режиссёр | Энг Ли |
Продюсер | Дайана Оссана, Джеймс Шамус |
Автор сценария | Энни Пру (рассказ), Дайана Оссана, Ларри Макмёртри |
В главных ролях | Хит Леджер, Джейк Джилленхол |
Оператор | Родриго Прието, A.S.C. |
Композитор | Густаво Сантаолалья |
Кинокомпания | Focus Features, River Road Entertainment |
Длительность | 134 мин |
Бюджет | $14 млн |
Сборы | $178 млн |
Страна | США |
Язык | английский |
Год | 2005 |
IMDb | ID 0388795 |
Сюжет
Соединённые Штаты Америки, штат Вайоминг, шестидесятые годы. Молодые парни Эннис Дел Мар и Джек Твист, выросшие на бедных ранчо в разных концах штата, знакомятся при устройстве на сезонную работу: их нанимают пасти овец на высокогорных летних пастбищах у Горбатой горы, вдали от обжитых мест. Однажды ночью после немалого количества выпитого виски, укрывшись от холода в одной палатке, они вступают в сексуальную связь. Так начинается их роман.
По окончании летней работы они расстаются. Осенью Дел Мар женится на Альме, с которой был помолвлен, у них рождаются две дочери. Твист переезжает в Техас, чтобы исполнить мечту о родео, где знакомится с Лурин Ньюсам, женится на ней, у них рождается сын. Родители Лурин недовольны этим браком, отец откровенно презирает Джека, постоянно унижает его. Джек тяготится семейной жизнью, он думает о любимом Эннисе.
После четырёх лет вдали друг от друга Эннис получает открытку от Джека, который предлагает встретиться снова. После почти моментального ответа Энниса Джек немедленно приезжает. Они встречаются и обнаруживают, что их взаимная любовь не менее сильна, чем прежде. Джек мечтает о совместной жизни с Эннисом на уединенном ранчо и предлагает ему жить вместе. Дел Мар, объясняя невозможность последнего, вспоминает своё детство, когда при активном участии отца Энниса крайне жестоко убили мужчину, их соседа, который жил с другим мужчиной. Дел Мар говорит, что подобное решение может закончиться трагедией. Он любит своих маленьких дочерей и в этой сложной ситуации не видит выхода, предлагая пока оставить всё как есть. Разрываясь между любовью к Джеку и семейными обязанностями, он однажды не выдерживает и предлагает Альме развод. Альма соглашается, но даже после того как брак расторгнут, Эннис отказывается покинуть город, где живут его дети.
Лишённые возможности жить вместе или объявить о своих отношениях, Эннис и Джек вынуждены довольствоваться редкими вылазками в горы, чтобы насладиться свободой чувств. Эти встречи, во многом, основаны на воспоминании их первого «свидания». Их нечастые встречи продолжаются в течение двадцати лет. Глубина чувств не иссякает и Джек живёт надеждой, что наступит момент, когда они смогут жить вместе.
Спустя несколько месяцев после их последней, очень трогательной и вместе с тем напряжённой встречи, Эннис узнаёт о смерти Джека: открытка, которую он послал Джеку с предложением новой встречи, возвращается с пометкой «Получатель умер».
В напряжённом телефонном разговоре жена Джека, Лурин, рассказывает Эннису официальную версию гибели Джека (несчастный случай). Однако он видит свою версию событий — Джек был убит гомофобами. Он также узнаёт от Лурин, что Джек пожелал, чтобы его прах был развеян на Горбатой горе. Эннис посещает родителей Джека. Его отец отказывает Эннису в исполнении последней воли сына. Вместо этого он настаивает на захоронении останков на семейном кладбище.
В стенном шкафу в спальне Джека (его мать хранит комнату в том состоянии, в каком она была, когда Джек жил там) Эннис обнаруживает две старые рубашки на проволочной вешалке, одна поверх другой, рукава нижней вправлены в рукава верхней. Те самые рубашки, в которые были одеты Джек и Эннис в их последний день на Горбатой горе, со следами крови на рукавах после потасовки между друзьями в августе 1963 года. С разрешения родителей Эннис берет эти рубашки с собой. Они связывают его память со счастливыми днями юности и всепоглощающей их любви с Джеком на Горбатой горе.
Проходит несколько лет. К Эннису, уединенно живущему в трейлере, приезжает дочь Альма и сообщает о своей помолвке. Пригласив его на свадьбу, Альма также просит благословения. Эннис спрашивает, любит ли ее жених, и после утвердительного ответа благословляет брак. После того, как Альма уходит, Эннис открывает свой шкаф, где хранит рубашку Джека, заправленную в его собственную, и прикрепленную открытку с изображением Горбатой Горы. Он смотрит на вещи со слезами на глазах и шепчет: «Джек, я клянусь», прежде чем закрыть шкаф.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Хит Леджер | Эннис Дел Мар |
Джейк Джилленхол | Джек Твист |
Мишель Уильямс | Альма жена Энниса |
Энн Хэтэуэй | Лурин Ньюсам жена Джека |
Линда Карделлини | Кесси девушка Энниса |
Анна Фэрис | Лэшон Мэлоун |
Рэнди Куэйд | Джо Агирр |
Кейт Мара | Альма младшая (дочь Энниса) |
Работа над фильмом
Рассказ Энни Пру, по мотивам которого был снят фильм, был опубликован 13 октября 1997 года в журнале The New Yorker. Первый вариант сценария был подготовлен Ларри Макмёртри и Дианой Оссаной ещё в конце 90-х, но так и не нашёл финансовой поддержки. Авторы сценария самостоятельно приобрели у писательницы права на адаптацию её рассказа. В качестве кандидатов на режиссёрское кресло первоначально рассматривались кандидатуры Джоэла Шумахера и Гаса Ван Сента.
Ван Сент начал подбор актёров: в качестве претендентов он рассматривал Леонардо Ди Каприо, Брэда Питта, Мэтта Деймона и Райана Филлиппа, однако все они отказались от съёмок. В итоге постановкой фильма занялся Энг Ли, а главные роли получили Хит Леджер и Джейк Джилленхол.
В ходе съёмок одной из сцен Хиту Леджеру пришлось прыгать обнажённым в озеро. Впоследствии режиссёр решил убрать из финального варианта картины все кадры «обнажёнки». Однако вездесущие папарацци умудрились заполучить несколько фотографий Леджера со съёмочной площадки. Вскоре эти скандальные снимки появились в Интернете и «жёлтой прессе». Джилленхол утверждает, что во время съёмок поцелуя Хит Леджер чуть не сломал ему нос.
Прокат и скандал на церемонии «Оскара»
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где он был удостоен главной награды — «Золотого льва». Лента была запрещена к прокату в континентальном Китае, в отличие от Гонконга и Тайваня, где она вышла на экраны.
На церемонии вручения премии «Оскар» работа Энга Ли считалась фаворитом в номинации «лучший фильм года», однако неожиданно уступила пальму первенства ленте «Столкновение», что наблюдатели поспешили объяснить консерватизмом и скрытой гомофобией киноакадемиков. Члены киноакадемии Тони Кёртис и Эрнест Боргнайн публично высказали свои претензии к картине. Боргнайн прямо заявил: «Если бы Джон Уэйн был жив, он бы в гробу перевернулся».
Один из столпов кантри-музыки, Вилли Нельсон, откликнулся на фильм песней «Cowboys Are Frequently Secretly Fond of Each Other» («Ковбои зачастую тайно влюблены друг в друга»). В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Горбатая гора» занял четвёртое место.
«Первый гей-вестерн»
Фильм был разрекламирован как первый гей-вестерн в истории Голливуда. Тем не менее в американском независимом кино тема «голубых ковбоев» эксплуатировалась уже давно. Энди Уорхол ещё в 1969 году обратился к ней в своей картине Lonesome Cowboys. Из классических голливудских вестернов скрытый гомоэротический текст присутствует в фильме Говарда Хоукса «Красная река» (1948); его называют «гомоэротическим вестерном на все времена». Во многих вестернах отношения главных героев напоминают «брак без секса»; это особенно заметно в «Искателях», лучшем вестерне всех времён по версии Американского института киноискусства.
Награды и номинации
Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|
Оскар | Лучший фильм | Дайана Оссана, Джеймс Шамус | Номинация |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа | |
Лучшая мужская роль | Хит Леджер | Номинация | |
Лучшая мужская роль второго плана | Джейк Джилленхол | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Мишель Уильямс | Номинация | |
Лучший адаптированный сценарий | Ларри Макмертри, Дайана Оссана | Победа | |
Лучшая операторская работа | Родриго Прието | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Густаво Сантаолалья | Победа | |
Венецианский кинофестиваль | Главный приз венецианского фестиваля «Золотой лев» | Энг Ли | Победа |
BAFTA | Лучший фильм | Дайана Оссана, Джеймс Шамус | Победа |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа | |
Лучшая мужская роль | Хит Леджер | Номинация | |
Лучшая мужская роль второго плана | Джейк Джилленхол | Победа | |
Лучшая женская роль второго плана | Мишель Уильямс | Номинация | |
Лучший адаптированный сценарий | Ларри Макмертри, Дайана Оссана | Победа | |
Лучшая операторская работа | Родриго Прието | Номинация | |
Лучший монтаж | Джеральдин Перони, Дилан Тиченор | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Густаво Сантаолалья | Номинация | |
Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Победа | |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа | |
Лучшая мужская роль в драме | Хит Леджер | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Мишель Уильямс | Номинация | |
Лучший сценарий | Ларри Макмертри, Дайана Оссана | Победа | |
Лучшая музыка к фильму | Густаво Сантаолалья | Номинация | |
Лучшая песня | Густаво Сантаолалья, Берни Топин («A Love That Will Never Grow Old») | Победа | |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучший актёрский состав | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Хит Леджер | Номинация | |
Лучшая мужская роль второго плана | Джейк Джилленхол | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Мишель Уильямс | Номинация |