«Цель номер один» (англ. Zero Dark Thirty; буквальный перевод — «00:30 ночи», военный термин[2]) — американский триллер с элементами боевика, снятый режиссёром и продюсером Кэтрин Бигелоу.
Премьера ленты состоялась 19 декабря 2012 года, в России вышел в прокат на 21 февраля 2013 года. Главную роль в фильме исполнила Джессика Честейн. Картина основана на реальных событиях — ликвидации террориста номер одинУсамы бен Ладена. Американская кинопресса крайне положительно приняла новый проект Бигелоу, а на сайте Rotten Tomatoes ещё до официальной премьеры его рейтинг составлял 100 %.
Критиками фильм расценивался как один из ключевых претендентов на премию Американской киноакадемии «Оскар».
«Цель номер один» была признана лучшим фильмом года по версии нескольких сообществ кинокритиков со всего США, а на «Золотом глобусе» её выдвинули в четырёх номинациях, в том числе за лучший драматический фильм. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» картина была удостоена пяти номинаций, включая за лучший фильм года. Джессика Честейн за эту актёрскую работу получила премию «Золотой глобус», а также была выдвинута на премии Гильдии киноактёров США, BAFTA и «Оскар».
Невзирая на скандал со сценами пыток, лента Бигелоу была признана самым высоко оценённым фильмом 2012 года, оставив позади драму Михаэля Ханеке «Любовь».
Цель номер один | |
---|---|
Zero Dark Thirty | |
Жанр | триллер боевик |
Режиссёр | Кэтрин Бигелоу |
Продюсер | Кэтрин Бигелоу, Марк Боал, Меган Эллисон |
Автор сценария | Марк Боал |
В главных ролях | Джессика Честейн |
Оператор | Грег Фрейзер |
Композитор | Александр Деспла |
Кинокомпания | Columbia Pictures, Annapurna Pictures, First Light Production |
Длительность | 157 мин |
Бюджет | 40 млн $[1] |
Сборы | 132 820 716 $[1] |
Страна | |
Язык | английский |
Год | 2012 |
IMDb | ID 1790885 |
Сюжет
Фильм затрагивает хронику событий охоты на самого опасного террориста в мире Усаму бен Ладена. Вступительные кадры демонстрируют шок нации после трагедии 11 сентября 2001 года, а финальные, снятые, по большей части, в стиле ночного видения — убийство бен Ладена группой «Морских котиков» США.
Центральная героиня Майя (Джессика Честейн) одержима поисками преступника, его устранение было её единственной целью со времён средней школы, когда девушка была завербована в учреждение, непосредственно занимающееся расследованием 9/11.
В ролях
- Джессика Честейн — Майя
- Джейсон Кларк — Дэн
- Реда Катеб — Аммар, заключенный, член Аль-Каиды
- Хомаюн Эршади — Хасан Гул, заключенный, член Аль-Каиды
- Йоав Леви — Абу Фарадж аль-Либи, заключенный, член Аль-Каиды
- Дженнифер Эль — Джессика
- Гарольд Перрино — Джек
- Марк Стронг — Джордж
- Кайл Чендлер — Джозеф Брэдли, глава резидентуры ЦРУ в Пакистане
- Эдгар Рамирес — Ларри, оперативник ЦРУ
- Фарес Фарес — Хаким, переводчик-оперативник ЦРУ
- Джеймс Гандольфини — Директор ЦРУ Леон Панетта
- Джоэл Эдгертон — Патрик, командир группы «морских котиков»
- Крис Прэтт — Джастин, боец подразделения «морских котиков»
- Скотт Эдкинс — Джон, боец подразделения «морских котиков»
- Тейлор Кинни — Джаред, боец подразделения «морских котиков»
- Каллэн Мулвей — Сейбр, боец подразделения «морских котиков»
- Рикки Секхон — Усама бен Ладен
- Кристофер Стэнли — адмирал Билл Макрэйвен
Создание
Бигелоу и Боал приступили к написанию сценария ещё в начале 2000-х, когда бен Ладен, по некоторым данным, скрывался в Тора-Бора. После того, как творческий коллектив Бигелоу-Боал был удостоены «Оскара» за режиссуру и создание сценария к военной драме «Повелитель бури», они решили вернуться к теме войны. Спустя несколько дней после убийства террориста в мае 2011 года проекту был дан «зелёный свет»[6].
Первоначально режиссёр и продюсеры планировали назвать фильм «За Бога и отчизну», но после выпуска тизера его поменяли на «Zero Dark Thirty» («0030» — военный термин для обозначения половины первого ночи)[7][8]. Частичные съёмки проходили в индийском городе Чандигарх, который специально отдекорировали под Лахор и Абботтабад, где и ликвидировали бен Ладена[9]. Во время производства ленты размещение символики Пакистана вызвало недовольства и протесты населения, затруднившие процесс съемок[9].
Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается. За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США[10].
Как и рассчитывала Бигелоу, сразу же после анонса разработки подобного политического фильма на съёмочную группу обрушился шквал критики. Одним из первых своё мнение высказал член палаты представителей США Питер Кинг
, задававшийся вопросом: «Была ли допущена Бигелоу к секретным документам?»[6]. Режиссёр отделалась брошенным «Без комментариев»[6]. Невзирая на это, сценарист Боал признался, что большая часть фильма основана на собственных исследованиях[6]. Позже оппоненты президента Обамы заявили, что представители его администрации лично передали создателям картины секретные данные.Не принимая во внимание отмашки съёмочной группы, Пентагону фильм показался настолько достоверным, что Министерство обороны США провело специальное расследование с целью выяснить, кто открыл все секреты охоты за бен Ладеном Бигелоу. По его результатам выяснилось, что засекреченную информацию выдал ближайший помощник минобороны США Панетты Майкл Виккерс.
Саундтрек
Zero Dark Thirty: Original Soundtrack | |
---|---|
Саундтрек Александра Деспла | |
Дата выпуска | 19 декабря 2012 |
Записан | 2012 |
Жанр | триллер[d], военный фильм и драма |
Длительность | 52:40 |
Страна | |
Лейбл | Madison Gate Records |
Музыку к картине написал французский композитор Александр Деспла[14]. Тепло принятый критиками саундтрек Деспла выдвигался на несколько кинопремий и наград.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Flight to Compound» | 5:08 |
2. | «Drive to Embassy» | 1:44 |
3. | «Bombings» | 2:44 |
4. | «Ammar» | 4:06 |
5. | «Monkeys» | 2:59 |
6. | «Northern Territories» | 3:46 |
7. | «Seals Take Off» | 2:34 |
8. | «21 Days» | 2:04 |
9. | «Preparation for Attack» | 1:45 |
10. | «Balawi» | 3:15 |
11. | «Dead End» | 3:26 |
12. | «Maya on Plane» | 3:59 |
13. | «Area 51» | 1:42 |
14. | «Tracking Calls» | 3:46 |
15. | «Picket Lines» | 3:03 |
16. | «Towers» | 2:02 |
17. | «Chopper» | 1:48 |
18. | «Back to Base» | 2:41 |
Критика
Ещё до назначенной официальной премьеры «Цели номер один» закрытые показы сопровождались публикацией исключительно положительных отзывов. На авторитетном сайте Rotten Tomatoes фильм удерживает рейтинг 93 %, основанный на 170 рецензиях профессиональных критиков[3]. Многие аналитики включили ленту в собственные списки лучших фильмов года[15][16].
Обозреватель газеты Variety Питер Дебраж поставил картине высочайшую оценку, похвалив операторскую работу, игру Джессики Честейн, натуралистичное освещение и звуковой дизайн[17]. Постоянный критик журнала Time Ричард Корлисс был покорён лентой Бигелоу, добавив, что даже фаворит журналистов этого года «Операция „Арго“» не сравнится с «Целью»[18].
Рецензенту журнала The Hollywood Reporter Тодду Маккарти «Цель номер один» показалась наиболее впечатляющим фильмом из тех, к которым когда-либо прикладывала руку Бигелоу[19]. Актёрскую работу Честейн он посчитал наиболее убедительной за всю её карьеру[19]. Эрик Кон из Indiewire попросту назвал картину «шедевром о 9/11, которого мы так долго ждали»[20].
Сама Бигелоу неоднократно говорила, что её фильм не для слабонервных[4]. Композитор Александр Деспла, написавший саундтрек к ленте, так отзывался о ней[21]:
Я знаю, что выглядит он как боевик, но на самом деле это скорее военный фильм в традициях Акиры Куросавы. Мощный и архаичный. <…> Это лучшая вещь, которую она когда-либо делала. Он потрясающий; она — режиссёр-профессионал. Она гениальный [режиссёр], а фильм — невероятный. |
Российская критика также тепло встретила картину. Валерий Кузнецов из «Российской газеты» согласился со своими иностранными коллегами, что фильм — главный претендент на «Оскар», но подтвердил мнение Бигелоу, что это кино не для слабонервных.
Сцены с пытками
Фильм получил как массу критических, так и положительных отзывов за показ сцен с пытками. По мнению некоторых журналистов, из-за них картина не удостоилась главного «Оскара»[23].
Газета The Guardian назвала фильм «вредной пропагандой», указав на то, что картина «представляет пытки в том свете, в котором их видят сторонники и администраторы ЦРУ, то есть уродливым, грязным делом, необходимым для защиты Америки»[24].
Сенатор США Джон Маккейн, который сам был подвергнут пыткам во время своей военной карьеры во Вьетнаме, сказал, что этот фильм вызвал у него тошноту — «потому что это неправильно». В своей речи в сенате он сказал, что «применения „расширенных методов допросов“ к Халид Шейх Мохаммеду, не только не дали нам информацию о курьере бен Ладена Абу Ахмеде, но и в действительности дали неверную и вводящию в заблуждение информацию»[25]. Джон Маккейн, Дайэнн Файнстайн и Карл Левин направили критическое письмо председателю по прокату Sony Pictures Entertainment Майклу Литону, заявив, что «c выпуском в прокат „Цели номер один“ создатели фильма и ваша продюсерская студия распространяете миф о том, что пытки эффективны. У вас есть социальные и моральные обязательства правильно представлять факты»[26].
Актёр и член Академии кинематографических искусств и наук Дэвид Кленнон сделал заявление, в котором он отказывался голосовать за «Цель номер один» в какой либо категории премии «Оскар» потому, что она пропагандирует пытки[27]. В качестве протестующих против картины выступили и именитые американские актёры Мартин Шин и Эд Аснер[28].
Журналист Мэтт Тайбби написал: «Настоящая проблема в том, что этот фильм говорит о нас. Когда появились те снимки из Абу-Грейб, как минимум половина Америки ужаснулась. Национальный консенсус (хоть и с небольшим разрывом) показал, что это не то что мы из себя представляем как люди. Но сейчас, четыре года спустя, выходит „Цель номер один“, и кажется, что наши чувства к ужасам, которые мы сотворили в Абу-Грейб, Гуантанамо и Баграме
настолько притупились, что мы можем принять их с условием, что из этого мы получим кассовый фильм»[29].Министр обороны США Леон Панетта в интервью NBC 3 февраля 2013 года, отвечая на вопрос о фильме «Цель номер один» подтвердил, что при проведении операции по ликвидации главы «Аль-Каиды» были использованы пытки.
Награды и номинации
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат[31] | |
Голливудский кинофестиваль | «Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа (также за «Самый пьяный округ в мире») | |
Круг кинокритиков Нью-Йорка | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Победа | ||
«Спутник» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Номинация | ||
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | «Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Вашингтона | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший актёрский состав» | Номинация | |||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
Общество кинокритиков Сан-Диего | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | Включение в список десяти лучших фильмов года | Победа | ||
«Выбор критиков» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Общество кинокритиков Сент-Луиса | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
Премия Гильдии киноактёров США | «Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | |
Общество кинокритиков Лас-Вегаса | «Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | |
Включение в список десяти лучших фильмов года | Победа | |||
«Золотой глобус» | «Лучший драматический фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль в драме» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучший сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Победа | ||
«Лучшая мужская роль второго плана» | Джейсон Кларк | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
«Лучшая музыка» | Александр Деспла | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Уильям Голденберг, Дилан Тиченор | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Сан-Франциско | «Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Победа | |
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Торонто | «Лучший фильм» | Номинация | ||
Круг кинокритиков Лондона | «Режиссёр года» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
«Актриса года» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Сценарий года» | Марк Боал | Номинация | ||
Гильдия продюсеров США | «Лучшее продюсирование полнометражного художественного фильма» | Кэтрин Бигелоу, Марк Боал, Меган Эллисон | Номинация | |
Гильдия художников-постановщиков США | «Лучшая работа художника-постановщика в фильме на современную тематику» | Джереми Хиндл | Номинация | |
Гильдия сценаристов США | «Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Победа | |
Национальное общество кинокритиков США | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Грейг Фрэйзер | Номинация | ||
Австралийская академия кино и телевидения | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
Гильдия режиссёров США | «Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | |
BAFTA | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Кэтрин Бигелоу | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Дилан Тиченор, Уильям Голденберг | Номинация | ||
«Оскар» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Марк Боал | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Дилан Тиченор, Уильям Голденберг | Номинация | ||
«Лучший звуковой монтаж» | Пол Н. Дж. Отоссон | Победа | ||
«Сатурн» | «Лучший фильм ужасов или триллер» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация | ||
«Империя» | «Лучший триллер» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Джессика Честейн | Номинация |